Родители моих учеников часто спрашивают о том, как заинтересовать ребенка чтением. Я отвечаю, что это дело нехитрое, если в семье любят книги. И предлагаю вместе подумать над этой проблемой.
Когда и как ребенок знакомится с книгами
Первое знакомство с книгами у ребенка происходит очень рано. Когда новорожденному рассказывают сказку “Сорока-Ворона”, когда с полугодовалым малышом играют в “Ладушки”, когда читают стихи Агнии Барто.
Дальше – больше, в детской появляются первые книжки, специально для малышей. В них много картинок и минимум текста. Ребенку нравится переворачивать страницы, нажимать на кнопки на страницах книг. Нравится пробовать “гранит науки” на зуб. В детской комнате со временем появляются красивые картинки, с буквами, словами и изображениями любимых сказочных героев.
Внимание маленького ребенка трудно удержать надолго на чем-то одном, чтение книг оборачивается рассмотрением иллюстраций и проговариванием сюжета по памяти. Мамы, не замечая сами, делают все, чтобы заинтересовать ребенка чтением.
Каждая книга должна соответствовать возрасту ребенка. Для малыша до года – это книги о том, как умываться, как вести себя, как одеваться или играть, но в форме сказки о ком-то.
Когда ребенок подрастает, книга перед сном становится незаменимым атрибутом его гармоничного развития. Опять же выбираем не длинные, интересные сказки. Для двухлеток отлично подойдет “Теремок”, “Колобок”, “Лиса и Заяц” или “Жихарка”.
Не бойтесь читать ребенку стихи Чуковского, народные сказки. Это взрослый задумывается над смыслом настолько глубоко, что может увидеть в “Колобке” и “Тараканище” насилие. Ребенок чувствует ярко, спонтанно. Он относится ко всему с присущим детям оптимизмом. И факт того, что “Колобка” съели, или зайца лиса из дому выгнала, их пугает меньше нашего, потому что каждый раз можно фантазировать и придумывать другие концовки.
Запомните одно, дети не видят всяких, на наш взрослый взгляд, подтекстов. Они доверяются автору здесь и сейчас. Знают наверняка, что добро победит зло.
Когда и как учить читать
Еще один вопрос, который задают родители: “Когда начинать учить читать ребенка?”.
Я отвечаю: “Всегда”. Что это значит?
Выше я писала: чтобы заинтересовать ребенка чтением, в семье должны любить книги. В детской комнате должны быть полки для любимых книг малыша. Лучше, располагать эти полки рядом с постелью ребенка. И не забудьте про лампу, чтобы во время чтения не портилось зрение.
На полке моего сына стоят самые любимые книги. Я всегда “подкладываю” к уже “зачитанным” книжкам, то, что нравится мне с самого детства.
Хитрости в обучении чтению
Специально учить читать ребенка вам не придется, если с самого раннего детства в детской комнате есть магнитная азбука, кубики с картинками букв, книжки со стихами про алфавит, плакаты с алфавитом. С моей младшей дочкой мы сейчас прописываем буквы на доске, мелками.
С маленькими детьми можно и нужно читать по слогам, называть звуки, учить стишки про буквы. Их очень легко заинтересовать чтением! У Самуила Маршака есть отличная “Азбука для малышей”.
Современных “Азбук в стихах” тоже хватает в книжных магазинах. Но я очень рекомендую, перед покупкой открыть книгу и почитать пару страниц. Если там настоящие стихи, а не рифмованные описания бессмысленного – берите. А если при прочтении чувствуется “фальшь” и “сюсюканье” – отложите книгу прочь. Не стоит относиться к детям, как к несмышленышам.
Еще один момент: ребенка нельзя заставлять читать! Да, “из под палки” можно выучить звуки, слоги, и даже складывать слова в предложениях. Но заинтересовать ребенка чтением таким методом не получится.
Мой сын к пяти годам знал все буквы, но не умел их складывать в слоги. И мы не заставляли его читать сию минуту. Мы продолжали читать любимые книги перед сном вместе. Иногда я просила почитать мне немного, сын с удовольствием соглашался. Мы читали по ролям. Разыгрывали сценки с участием любимых персонажей в нашем кукольном театре в детской.
Позже, папа установил на компьютер для сына игру с его любимыми смешариками, где нужно было находить “потерянные” слова, помогать персонажам. А практически за полгода до школы мы купили настольную игру, в которой у каждого игрока был набор карточек, с написанными заданиями.
К началу первого класса сын мой уже бегло читал, и отлично пересказывал прочитанное. На его полке появились новые книги: Виктор Драгунский “Денискины рассказы”, Владислав Крапивин “Журавленок и молнии”, Валентина Осеева и многое другое. Что-то мы продолжали читать сообща, что-то сын читал сам, а потом обсуждали прочитанное.
Какие книги любят читать дети?
Этот вопрос я тоже слышу очень часто. А еще родители любят сетовать на то, что ребенок не хочет читать вообще, что в доме столько книг, а за чтение приходится “загонять со скандалом“. Что я могу посоветовать в таком случае?
Во-первых, вспомнить, как давно вы сами читали интересную книгу. Как давно вы рассказывали ребенку о том, что прочли, советовали ему интересную литературу. Как давно вы разговаривали о книгах вообще? Не в контексте: садись читать, в школе спросят, а в ситуации: сынок, а ты читал это, или это, помню, в детстве мне очень нравилось.
Во-вторых, многие взрослые любят “упрощать“. Зачем читать что-то серьезное, если вокруг серьезная жизнь, зачем вообще читать, если каждый вечер хочется забыть о проведенном рабочем дне. Видя такое отношение родителей к книгам, ребенок впитывает его, как губка. Особенно, если для домашнего чтения ему предлагается современная “литература” для детей.
В-третьих, взрослый обязан прочитать то, что предлагает ребенку! Да-да, не просто купить книгу по аннотации, но составить свое представление о литературе, которую читает ребенок. Нельзя заинтересовать ребенка чтением, когда сам “разучился” читать!
Я не буду сейчас приводить в пример длинный список хороших книг, рекомендуемых к прочтению, отмечу только, что дети в возрасте от 7 до 11 лет, когда идет закладка фундамента литературного вкуса любят приключения. Они с удовольствием читают книги о таких же ребятах, о их жизни, переживаниях и победах. Они верят в добро, в дружбу, и не готовы прощать предательства. Младший школьник – это маленький человек, который получает представление об окружающем мире из того, что прочтет, что скажут близкие люди, что увидит вокруг.
Носов “Витя Малеев, в школе и дома”, Драгунский “Денискины рассказы”, Гайдар “Тимур и его команда”, “Военная тайна” и другие книги. Осеева “Волшебное слово”, “Оська”. Чехов “Ванька”. И т.д., и т.п.
Список можно продолжать долго, главное запомните, чтобы заинтересовать ребенка чтением, нужно самому любить читать и правильно оценивать прочитанное.