БЛОГ, Обзоры решений, Развивающая среда, Сделай cам

Вязаный декор – делаем вместе с ребенком

В детстве я любила смотреть как вяжет моя бабушка. Спицы мелькали у нее в руках, а из нити рождался замысловатый узор вязаной вещи. С той поры вязаный декор в доме ассоциируется у меня, в первую очередь, с теплом и уютом бабушкиного очага.

Вязание я люблю с детства и прививаю интерес к нему своим детям. Ведь умение вязать не только рождает интересные узоры и нужные вещи. Ребенок, который умеет вязать, развивает мелкую моторику рук и мышление. Более того, создание вязаного декора развивает фантазию и тренирует зрительную память. Одним словом, ребенок, который на “ты” с вязанием, растет развитой и творческой личностью.

 

В каком возрасте учатся вязать

Научиться вязать не трудно. Я освоила вязку крючком лет в пять. Правда крючок был чертовски толстым и пластиковым, но это только облегчило обучение. Помню, у меня никак не получалось сделать правильно первую петлю. Тогда бабушка отложила крючок в сторону и показала, как это делается на пальцах.

Сегодня можно найти много мастер-классов по технике вязания на пальцах. В Японии этот способ вязки настолько популярен, что выпускаются журналы со схемами изделий, проводятся конкурсы мастерства. Но честно, мне ближе самый простой способ вязки на пальцах. Когда указательный палец выступает в роли крючка.

Принцип вязки в этом случае во многом  совпадает с вязанием крючком. Сначала вяжется косичка, потом чередуются ряды с накидом, полунакидом и т.д., по задуманному плану или схеме. Готовое изделие можно обвязать по канту, а можно оставить в том виде, в каком оно вышло.

 

Когда я освоила вязание “на пальцах”, я поняла, как это делается при помощи крючка, а со временем, освоила и спицы. Поэтому могу с уверенностью сказать, что если у ребенка есть интерес к вязанию, то возраст в учении не помеха. Тем более, работа с нитью развивает мелкую моторику кисти, а захват крючка или спицы повторяет захват карандаша или ручки.

С маленьким ребенком лучше обойтись без крючка, или заменить металлический, тонкий крючок на пластиковый – толстый.

Не желательно брать для обучения тонкие, шерстяные нити. Шерсть может порваться или натереть пальцы ребенку. Лучше воспользоваться акриловой нитью хорошей плотностью.

Еще не нужно ждать от ребенка идеально связанного предмета, но не забывайте, что каждый продукт детского творчества – это неповторимый шедевр. Уверена, всем поделкам малыша найдется место в вязаном декоре вашего дома.

 

Как заинтересовать вязанием

В вязании, как в любом другом творческом деле, заинтересовать ребенка можно только своим примером. Можно представить вязание увлекательной игрой, в которой законченное изделие – золотое руно, а спицы – средство его достижения, можно нарисовать вместе с ребенком схему узора, можно выбрать несколько цветных клубков и чередовать их в замысловатом переплетении нити.

Например, мама связала для куклы платье, а дочка просит еще связать беретик, ботиночки или шарф. Мама предлагает дочери выбрать пряжу нужного цвета, и придумать фасон. Не знаю. как у кого, у меня уже на данном этапе дочь требует: “Я сама буду”.

Конечно, детское вязание требует неустанного контроля со стороны взрослого. Ведь ребенок может пропустить важные элементы – перетянуть петлю или вовсе порвать нитку в процессе. Поэтому создание вязаного декора вместе с ребенком – процесс совместного творчества.

Всегда помните, что дети любят видеть результат своего труда. Используйте в качестве первого вязаного элемента простую в работе деталь, выбирайте простые образцы. Усложнять выполнение вязки, техники и т.п. следует постепенно. Вязание для ребенка должно стать ситуацией успеха.

Например, дочка хочет вязаное украшение, но еще не умеет долго работать с крючком, или в силу возраста быстро утомляется. Разделите вязание этого украшения на несколько этапов. Декор для бусин, украшение цепочки свяжите сами накануне, а ребенку доверьте самое важное: вязание цепочки.

Усложняйте легко, выберите для вязки нити контрастных цветов, соедините их в один клубок. Вашему ребенку понравится самому связать украшение.

Или, доверьте ребенку вязание предметов для игры. Землянику, гриб, вишню или помидор можно связать за один раз. Но не переусердствуйте с “вовлечением”. Если вы видите, что ребенок устал, что рука с крючком или спицей теряет петлю, остановите вязку. Лучше в день по нескольку маленьких деталей, чем усталость от вязания и дальнейшее нежелание им заниматься.

 

И помните, ребенка нужно хвалить! Каким бы кривоватым не вышел его первый грибок или совенок, он старался, вязал и успел полюбить свое творчество. Чтобы интерес к вязанию в ребенка не ослабевал нужна динамика. От одного вязаного декора к другому усложняйте задания, выбирайте разные узоры, новые детали.

Вдохновение для создания вязаного декора можно искать в журналах, книгах с фото и даже в интернете.

 

Крючок или спицы

Ключевой вопрос в спорах вокруг вязания: чем вязать? Есть любители крючка, есть любители спиц. Но, как мне кажется, в раннем детстве (лет до пяти), ребенку будет легче обращаться с крючком, или вязать на пальцах.

Преимущество вязания крючком очевидны: петли не спадают во время провязывания, нитка не рискует порваться от неправильного натяжения, и даже при недостаточном количестве исходно набранных петель крючком можно быстро поправить положение.

Крючком вязать быстрее и проще, чем спицами. С его помощью можно за один день создавать мягкие игрушки, вязать одежду для кукол, декорации для кукольного домина и многое другое. Когда моя дочь стала осваивать крючок,в детской появились новые жители: вязаная мышка, лягушка, крот, кролик, еж и даже маленький пони.

И вот что я заметила – с вязаными своими руками игрушками мой избалованный ребенок играет охотнее, чем с принцессами и конструкторами из магазина.

 

Начиная с пяти лет можно попробовать ввести спицы. Показать лицевые и изнаночные петли.

Приступать к вывязыванию узоров на спицах стоит не раньше того момента, как ребенок научится повязывать все петли, не теряя и не распуская их.

Учить вязанию на спицах следует начинать с безопасного инструмента. Купите силиконовые спицы с тупыми концами или сделайте их сами, слепив наконечник из полимерной глины. Я помню, как петли норовили соскочить со спицы, поэтому всегда выбираю спицы со скрепляющим шнуром, он бережет петли от роспуска, а мои нервы от потрясений.

Не старайтесь показать ребенку все мастерство вязки на спицах. Достаточно того, что вы научите малыша набирать петли. Можно первую петлю провязывать крючком, например. Покажите ребенку как вязать лицевые петли. Этого будет достаточно на первое время. Все равно вам предстоит научить его правильно натягивать нить, не терять петли или провязывать петли с накидом.

Самое простое, что можно связать с ребенком на спицах: шарфик для куклы или небольшая салфетка под цветы.Я помню. как научилась в 11 лет вязать по схеме носки-пинетки. Их секрет был заключен в том, что в вязании требовалось всего две спицы. Этому секрету я с удовольствием научила позднее своих учеников и сына.

Опять же, возвращаясь к своему опыту: я попробовала вязать на спицах классе во втором, тогда мне показалось, что вязка на спицах – скучное и однообразное занятие. Но тут мне на день рождения подарили книгу “Вязание для детей”.

В этой книге были приведены схемы и фото пошаговых инструкций, рисунки готовых изделий. Удивительно, но после прочтения, я влюбилась в вязание на спицах, а вязание крючком мне показалось слишком простым.

Поэтому я еще раз повторю: выбор инструмента для вязания зависит от человека и его предпочтений, даже ребенок выбирает сам. Важно не переборщить со сложностью узоров и схем.

Вязаный декор в интерьере

Что можно связать для детской? В первую очередь разные функциональные вещи. Например, коврик у кровати, плед на кресло или корзину для хранения игрушек. Не стоит также забывать про абажур для настольной лампы или ночника, подушки, покрывала и пуфы.

С помощью вязаного декора можно украсить детскую комнату к праздничному дню или к тематической вечеринке.

Вязание отлично поможет в организации игровой среды в детской комнате: вязаные игрушки, одежда для них, вязаная мебель, посуда, даже игрушечная пища тоже может быть вязаной. С помощью вязания можно создать пальчиковый театр.

 

Кстати, вязаным декором можно обозначить тему всей детской комнаты. Это отличный выход для тех, кто любит строгое и аскетичное обустройство комнаты: несколько вязаных аксессуаров служат для определения акцентов в детской комнате.

 

Вязаная сумочка для игрушек, вязаные карманчики под ключи и всякую всячину, кармашки под карандаши и ручки. Даже рамочки для фото можно обвязать, если вы любите вязаный декор так же как мы, и используете любую возможность для творчества.

Яна Данихнова

Живу и работаю в г. Ростове-на-Дону. Учитель начальных классов, педагог раннего обучения, практический психолог. Мама двоих детей. Автор книги "Пространство детской комнаты. Как создать развивающую среду". http://www.labirint.ru/books/458526/

3 Comments

  1. Татьяна

    Я вот недавно начала учить свою дочку вязанию. Пока показала ей самые простые цветочки, все получается. В этой статье классный зверюшки на пальцах, нужно разобраться как их делать! :)

  2. Катерина

    Ой как интересно, моему 3,5 годика сейчас, как думаете ему будет интересна, стоит покупать для вязания все эти штучки? Спасибо

  3. Полина

    Я свою начала учить к вязанию с первого класса, чтобы снять ее школьный стресс. По-моему, пряжа и спицы – лучшие лекари от напряжения, и для малышки тоже.