БЛОГ, Развивающая среда

Как помочь развить способности ребенка с помощью интерьера?

Научить читать, считать, развить умения подтягиваться, отжиматься, боксировать или открыть в ребенке талант художника и музыканта, все это может сделать современная развивающая детская комната. Уже давно доказано, что человек растет и развивается не сам по себе, а под влиянием многочисленных внешних факторов. А в детской комнате ребенок проводит значительную часть своего времени, и только от нас, взрослых завит то, насколько эта комната сможет помочь ребенку в его взрослении.

Сегодня я расскажу вам, как несколько лет назад обустраивала развивающую детскую комнату для моего сына. Тогда ему было немногим больше пяти лет, в закромах детской скопилась куча мала всякой очень «нужной нужности», а еще появились разные интересы, которые уже никак не укладывались в рамки обычной детской  с корабликами на стенах и с мишками на половике.

 

Прочитав целую кучу умных книг и журналов, я усвоила для себя несколько правил:

  1. Развивающей средой в детской комнате должно быть все – потолок, стены, полы и даже окно, если таковое имеется;
  2. Материалы для обустройства  тоже должны быть разнообразны по текстуре – от шершавых и  колючих до гладких и блестящих. Ведь ребенок познает мир не только визуально, но и  тактильно, то есть «на ощупь»;
  3. В развивающей детской комнате должны полностью отсутствовать «не лезь, не прыгай, не карабкайся, не бегай, не виси». Дети по натуре своей очень подвижны, так заложено природой, что ребенок в возрасте младше 6 лет должен двигаться, носиться, лазать, раскачиваться на качели и т.д. и т.п.;
  4. Даже интерактивные устройства типа приставок или компьютеров должны носить развивающий характер.

Эти правила отлично заменили мне план обустройства развивающей детской комнаты для сына.

Во-первых, я определилась с потолком. Сначала я планировала разместить на нем рисунки на тему времен года, потом думала о карте мира, но в итоге свой выбор мы с сыном остановили на карте звездного неба.

В нашем случае это был натяжной потолок с точечным (светодиодным) освещением, которое включалось перед сном, вместо ночника. Вместе с сыном мы подолгу рассматривали звезды, находили созвездия и даже угадывали млечный путь. Когда спустя несколько лет, на уроке окружающего мира  была тема про звездную карту, учитель долго благодарила моего ребенка за содержательный рассказ о звездах и вселенных. Получается – сработало!

Во-вторых, стены и пол. Выбирая обои на стены, ковролин на пол, я старалась удержать стиль «от шершавого к гладкому», поэтому ковер выбрала с длинным ворсом, а обои взяла нескольких видов.

Первые – гладкие обои для рисования

Вторые – 3D обои, где рассматривая рисунок, угадывая в общих линиях очертания фигуры, можно отлично тренировать зрение.

Еще вот что забыла рассказать: в покрытии для стен и пола я постаралась реализовать различные цветовые решения, но в зоне спального места стены были спокойных тонов. В  учебной зоне сосредоточились все обучающие фрагменты, а на дальней от письменного стола стене – 3D обои для тренировки зрения.

Когда дело дошло до зонирования, встал интересный вопрос: как все разделить, если основной вид деятельности ребенка – игра? Поэтому я не стала строго делить помещение на зоны и в спортивном уголке, например, на стене расположилась карта мира, чтобы сын, лазая по лестнице, мог рассматривать ее, запоминать названия стран и их расположение.

В уголок с игрушками удачно вписались обои для рисования, и тут же расположился мольберт и доска с мелками.

А в учебной зоне, среди красочных энциклопедий и дисков с познавательными программами, свое место нашли любимые настольные игры, тренирующие не только мышление, но и внимание и память.

Нашлось в нашей развивающей детской комнате место и для плакатов со словами на английском языке. Сын очень увлекается изучением языка, поэтому карточки с новыми словами до сих пор украшают его комнату. И кстати, из опыта, память тренируется отлично! У моего ребенка отличный словарный запас!

Да, совсем забыла об игровой приставке, мы установили ее  в зоне, где стены были оклеены 3D обоями.Таким образом, периодически во время игры в приставку, сын мог разгрузить уставшие глаза. А в спальной зоне на полках разместилась библиотека любимых книг моего ребенка и мишка – самый любимый плюшевый друг.

Да, сейчас, вспоминая, как мы создавали развивающую детскую комнату для сына, мне кажется, это довольно интересный и увлекательный процесс, и, несмотря на кажущуюся трудность, я с удовольствием проведу этот опыт снова, в нашей новой квартире, для дочери, но это уже совсем другая история.

Яна Данихнова

Живу и работаю в г. Ростове-на-Дону. Учитель начальных классов, педагог раннего обучения, практический психолог. Мама двоих детей. Автор книги "Пространство детской комнаты. Как создать развивающую среду". http://www.labirint.ru/books/458526/

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>