Последнее время стало очень популярным отдавать детей в так называемые детские сады Монтессори. Считается, что система воспитания по данной методике дает ребенку возможность гармонично развиваться в свободной от оценок среде. При этом ребенок может и должен сам определять степень своей свободы, выбирать, чем и когда ему заниматься.
Для этого в группах и садах создается специальная развивающая среда, обеспеченная необходимым материалом. Занятия сопровождает опытный педагог, он действует особым образом – не наставляя и поучая, а напротив, мягко помогая ребенку. Как правило, чтобы успешно осваивать все ступени развития, ребенку требуется всесторонняя поддержка, для чего родителям рекомендуется создавать похожую развивающую среду дома. Обычная практика, когда педагог приходит домой к воспитаннику и дает родителям ряд общих рекомендаций по организации этой самой среды.
Если у родителей есть возможность отдать ребенка в Монтессори-сад – это замечательно. Для тех, у кого такой возможности нет, но есть желание приобщиться к методике, можно попробовать организовать развивающую Монтессори среду дома. О том, как это сделать, мы попросили рассказать нашего эксперта, детского психолога Елену Чернышеву.
Развивающая среда Монтессори – что это такое и с чем едят?
Елена Чернышева , детский и семейный психолог
“Специальной литературы, описывающей систему воспитания известного итальянского педагога Марии Монтессори, много. Основа основ методики – это создание для ребенка специальной развивающей среды, оснащенной определенными материалами в соответствии со ступенями развития ребенка. Основной подход к воспитанию в этой среде – давать ребенку свободу выбора занятий, руководствуясь принципом: “не мешать, а мягко помогать”.
Монтессори-сады подразумевают работу с детьми от 3-х до 6 лет. Считается, что в этом возрасте ребенок “создает себя сам” и ему не стоит мешать. Ребенок осознает себя в социуме и учится многим взрослым вещам. Среда Монтессори от 3-х лет заключается в создании 5 зон:
Зона 1: Упражнения в практической жизни
Зона 2: Сенсорное развитие
Зона 3: Математическая зона
Зона 4: Языковая зона
Зона 5: Зона «космоса»
Рассмотрим подробнее каждую из этих зон применительно к домашней обстановке.
Какие материалы разместить в зоне практической жизни? Это материалы, способствующие развитию навыков ухода за собой: чистка зубов, уборка, мытье посуды, стирка, чистка одежды и обуви, завязывание шнурков и так далее. Если у родителей есть возможность приобрести специальный Монтессори-материал для занятий – это хорошо. В специализированные наборы, как правило, входят следующие вещи: рамки с застежками всех видов, наборы посуды, наборы щеток и тазиков, прищепки, емкости для пересыпания и переливания, губки, тряпочки, совок и веник. Набор предметов, как видим, незамысловатый. Не составит труда приобрести все вышеназванное в обыкновенном хозяйственном магазине, кроме, пожалуй, рамок. Рамки с застежками (липучки, шнуровка, пуговицы) легче всего изготовить самим.
Зона сенсорного развития – это область развития чувств: осязания, обоняния, зрения, слуха. Материалы, помогающие ребенку понять и запомнить физические законы и понятия: цвет, форма, температура, звуки, запахи. К ним относятся образцы тканей, стенды с геометрическими табличками, разновеликие предметы (башня), разноцветные фигуры и наборы табличек для сортировки по цветам и формам. Ниже можно увидеть, как выглядит специальный Монтессори-материал из сенсорной зоны.
Фото: http://www.montessorimaterials.com/russian/sensorial_r.htm
Очевидно, что материал подбирается более тщательно, но и самим изготовить его вполне можно.
Математическая зона от 3-х лет и старше направлена на формирование у ребенка не только знаний о цифрах, но и на простейшие действия с ними: сложение, вычитание, деление на дроби. Ниже – подборка специального Монтессори-материала, которая включает в себя наборы с фактурными цифрами, счеты, наборы фигур, дающие представление о дробях, деревянные дощечки с примерами вычислений, игра – лото с цифрами, карточки с символами чисел 1,10,100,1000.
Фото: http://www.montessorimaterials.com/russian/
Зона русского языка, преимущественно, включает в себя материалы, демонстрирующие форму и виды написания букв. Это кассы букв и слогов, наборы прописных и печатных букв, фактурные буквы. Конечно, знакомство с родным языком не ограничивается понятием о буквах. Ничто так не развивает речь, как чтение, поэтому книги и игры для развития словарного запаса тоже должны поселиться в этой зоне.
Фото: http://www.montessorimaterials.com/russian/Language%20R.htm#
Зона космоса отвечает за формирование знаний маленького человека об этом мире и за развитие его представлений о себе. Помочь ему в этому способны специальные пособия, географические карты, дидактический материал, объясняющий происхождение вещей и явлений природы, книги о природе.
Создание Монтессори-среды может помочь всесторонне и цело охватить процесс развития. Конечно, стоит оговориться, что смысл Монтессори-метода отнюдь не ограничивается созданием специальной среды и покупкой определенных материалов. Существует, как минимум, еще несколько важнейших принципов методики, главнейшие из которых – это посещение ребенком специализированных садов и центров Монтессори, где работают специально подготовленные и сертифицированные педагоги. К сожалению, не каждая семья может позволить себе посещение подобных детских учреждений, да и часто поблизости таких садов попросту нет.
План по созданию Монтессори-среды дома
Первый ШАГ. Разобрать все игрушки и рассортировать их по назначению. Сортировка покажет, какие игрушки и на развитие каких навыков преобладают, а каких – непростительно мало.
Второй ШАГ. Оборудовать места хранения. Лучше даже сказать – места пользования, так как необходимо обеспечить постоянную доступность материалов и, соответственно, они всегда будут в зоне досягаемости для ребенка. Наилучшим вариантом считаются открытые полочки или стеллажи. На них все удобно и хорошо видно. Главное – подобрать полочки по росту ребенка.
Для 3-6 лет прекрасно подойдут самые простые полки из Икеи. Не стоит тратиться на покупку дорогих готовых стеллажей, ребенок может их повредить, да и период пользования материалами не долог.
Третий ШАГ. Полностью укомплектовать каждую зону недостающим материалом. Конечно, материала потребуется много и купить все попросту невозможно, да и не нужно. Здесь есть несколько путей решения проблемы. Первый – это приобрести часть готовых материалов, второй – это подобрать аналоги из обыкновенного магазина, но это довольно трудно, третий – изготовить материал самим. Ниже хотим привести пример, как можно самим изготовить часть материалов.
После проведенной работы по организации развивающей среды дома, не стоит считать, что дело в шляпе. Ведь помимо среды в ее физическом понимании, очень важно соблюсти правила пользования этой средой. В специализированной литературе подробно описаны важнейшие принципы методики, без соблюдения которых сама по себе правильно созданная среда не принесет никакого результата.”
Здравствуйте! Нашла ваш блог буквально вчера, и читаю-читаю, вступила в группу ВКонтакте. Спасибо ОГРОМНОЕ команде блога, желаю побольше читателей и подписчиков!
Хочу сделать своим внучкам развивающий коврик в стиле пэчворк. Разные материалы (мех, шелк, ситец, шерсть, кожа) и разные цвета. Для развития сенсорики. Хорошая статья, спасибо автору.
Знаю эту систему, училась в педагогическом. Вот только как это организовать детскую комнату не могла придумать. Огромное спасибо автору поста, появились кое-какие наметки.