БЛОГ, Развивающая среда

Сенсорная развивающая среда в детской комнате

Впервые о сенсорной комнате заговорили в конце двадцатого века. Тогда врачи активно использовали возможности сенсорного пространства в реабилитации инвалидов и людей с проблемами психики. Сегодня сенсорная развивающая среда – ключевая компонента успешного взросления наших детей.

 

Что такое сенсорная комната?

Это помещение, интерьер которой в первую очередь направлен на активацию чувственных восприятий, на познание через эмоциональный компонент. Дело в том, что наши дети сталкиваются с воздействием внешней среды постоянно, не всегда это воздействие несет положительный заряд.

Стресс, который получает ребенок в детском саду, школе или на занятии в кружке портит целостность его восприятия внешнего мира. С другой стороны, дефицит чувственного познания, ласк и внимания со стороны взрослых накладывает свой отпечаток на эмоциональную сферу развития ребенка.

Задача сенсорной среды в детской комнате максимально скорректировать дефицит эмоционального в развитии ребенка. Более того, с помощью элементов сенсорики возможно организовывать познавательную деятельность ребенка, превращая детскую комнату в волшебный дворец, а учебные материалы в школу волшебства.

 

Обустройство сенсорной комнаты

Хорошо обустроенная сенсорная комната включает в себя грамотное освещение, разнообразные материалы для тактильного контакта, а также звуковое сопровождение. Необходимо в комнате с сенсорной развивающей средой присутствие натуральных ароматов и видео проекций на стену.

В сенсорной комнате ребенок может увидеть, пощупать, услышать и даже почувствовать волшебство. Яркие краски обоев и напольного покрытия, новогодние гирлянды в украшении игровой зоны, шуршащие занавески над пологом кровати – все это способно превратить обычную комнату в волшебный замок.

Важным компонентом правильно организованной сенсорной среды в детской комнате является разнообразие в освещении. Помимо основной лампы в центре залы, в детской необходимо устроить свето-шоу.

Например, линия светодиодов вдоль полок с книгами, или сложенные в цифры, буквы и слова гирлянды разноцветных лам. Точечное освещение в зоне отдыха, рассеянный свет у входа в комнату.

Ваш ребенок боится темноты? Не беда. Поставьте в его комнате аквариум с ночным светом. Таким образом засыпать малышу будет не страшно, а мерный шум фильтров и движения рыб помогут успокоить нервную систему перед сном.

Сенсорная среда в доме предполагает использование чувственных компонентов. Для малыша основополагающим является возможность все потрогать, услышать и попробовать на зуб. Поэтому материалы, используемые в создании сенсорной среды должны быть максимально естественными. Шершавая поверхность обоев, возможность пощупать ворс на ковре, подвески из шершавого материала – все это  дает возможность развитию органов чувств.

На стены в детской сенсорной комнате лучше клеить текстурные обои, или обои с универсальным рисунком для раскрашивания. Если в первом случае ребенок будет ощупывать выступы и впадинки, с помощью чувств составлять свое представление о материале, текстуре и составе бумаги, то во втором случае, выбирая рисунок для раскрашивания, ребенок тренирует зрение, фокусирует внимание и выделяет сюжет будущего рисунка.

Нельзя забывать о цветовой организации пространства детской сенсорной комнаты. Пусть здесь не будет строгих правил, как в школе или кабинете психолога, но родителям полезно знать, какие цвета, какое влияние оказывают на малыша.

О том, как можно создать сенсорную развивающую среду в интерьере самостоятельно, о выборе цвета и материалов читайте в этой статье. Мы же вернемся к развивающему аспекту сенсорики.

Наравне с чувственным восприятием окружающего мира ребенок привык жить по правилам и традициям. Не секрет, что у каждого человека есть свои привычки и ритуалы, ребенок не исключение.

Выбирая звуки в сенсорную развивающую среду для своего ребенка, вспомните, что ему нравится больше всего. Может быть, он любит чтение стихов и сказок перед сном, или засыпает под перезвон капели за окном. Используйте предпочтения малыша, это поможет добиться большего эффекта.

В качестве запаха психологи рекомендуют использовать ароматизаторы максимально приближенные к повседневной жизни. Например, запах кондиционера для белья, который вы используете можно продолжить в детской комнате, если положить его природный оригинал в подушки, расставить засуженные веточки в вазы, или ароматические лампы на полочку у окна.

Вспомните себя в детстве, какие запахи с чем ассоциировались у вас? Например, запах шкурки мандарина или полевых цветов? Вспомнили? Вот и используйте эти запахи в организации обучающего и развивающего пространства в выбранной тематике.

Сенсорная комната для ребенка инвалида

Остановимся отдельно на теме организации сенсорного развивающего пространства для ребенка с проблемами развития. Здесь нельзя забывать о рекомендациях, данных врачом, и пускать все на видение дизайнера.

Сенсорная комната для детей инвалидов должна содержать в себе  те элементы, которые направлены на развитие или активацию определенных органов чувств. Например, в комнате ребенка с плохим зрением, необходимо использовать яркий точечный свет, который даст определенные акценты на предметы интерьера или игры.

Для ребенка с нарушением в опорно-двигательной системе очень важно иметь в своей комнате сухой бассейн, массажные коврики и тренажеры для мышц и суставов. Это и подвесы, и специальные велосипеды и спортивные комплексы. Но главное – текстура материалов, которая позволит развить не только навыки, но и чувствительность мышц.

Сенсорная комната для детей инвалидов с проблемами слуха предполагает наличие звуковой составляющей. Специально записанные звуки природы, компоненты действий и просто классические мелодии используются в сенсорном развивающем пространстве детей с проблемами слуха.

Важнейшей компонентой в сенсорной комнате для детей инвалидов  выступает строгое зонирование. Игровая зона не пересекается со спортивной зоной или с местом для отдыха. Каждый уголок сенсорной детской комнаты несет свое значение, дополняя общую среду, выполняя терапевтическую роль через чувственные восприятия.

 

Некоторые предметы сенсорной среды

Как писалось выше, сенсорную развивающую среду для ребенка можно создать самостоятельно. Для этого необходимо хорошо понимать потребности своего ребенка, знать, какие чувства вызывает у малыша та или иная вещь.

Не стоит отдавать выбор интерьера на откуп дизайнерам. Маленькие дети частенько подвержены страхам, и зачастую пугающие предметы можно обнаружить в самых неподходящих местах.

Так, для ребенка, боящегося темноты, дополнительным раздражителем может стать кресло-мешок, которое в темном помещении может ассоциироваться со всякими небылицами. В комнате такого ребенка необходимо выделить отдельное место под ночник. Либо под аквариум, как писалось ранее.

Если желания заботиться о рыбках у вас нет, устройте в зоне отдыха ребенка выставку лавовых ламп. Сегодня цветовая гамма гелиевого вещества в таком ночнике разнообразно. Заодно можно будет закрепить с ребенком знание цвета.

Особое внимание обратите на выбор занавесок в сенсорную комнату. Идеальным вариантом будет штора-паутинка, исследуя ее, ребенок сможет развивать понятия о форме, тренировать мелкую моторику, а также фантазировать над формой занавесок в своей комнате.

В основе сенсорной развивающей среды лежат различные тренажеры. Разноцветные ковры-пазлы, башмаки-картины со шнуровкой, игрушки с ароматом, посудка в домике принцессы.

Подушечки, пуфы, порывала с природным наполнителем, как то: крупа, солома или морские камушки. Дорожки от одной зоны в другую выложенные морскими камнями, разрисованными и подобранным по размеру, форме, цвету – отличный массажер для пяточек малыша.

Коврики, плетенные из ткани и покрывала сшитые в стиле пэчворк направлены для развития воображения малыша, его познавательного интереса.

Разнообразные звуки, запахи и даже видео ряд из проектора – все это  создает комфорт сенсорной развивающей среды, а детская комната становится зоной комфорта и защищенности для нашего ребенка.

Яна Данихнова

Живу и работаю в г. Ростове-на-Дону. Учитель начальных классов, педагог раннего обучения, практический психолог. Мама двоих детей. Автор книги "Пространство детской комнаты. Как создать развивающую среду". http://www.labirint.ru/books/458526/

2 Comments

  1. Ольга

    Расскажите, что у вас есть для оборудования сенсорной зоны в Психологической мастерской для работы с людьми с ограниченными возможностями от 7 до 30 лет

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>