БЛОГ, Развивающая среда

Развивающая среда для ребенка с нарушением слуха

Продолжая разговор про детские комнаты для особых детей, рассмотрим вопрос организации развивающей среды для ребенка с нарушением слуха.

Для человека слух является ключевым фактором в познании окружающего мира, а так как мы все рождаемся и живем в социуме, общение – вот самый быстрый двигатель нашего развития. Проблема со слухом негативно отражается на развитии речи и затрудняет процесс социализации малыша. Если тугоухость была выявлена в раннем возрасте, то дефект речи будет выражен ярче, чем если бы глухота наступила в школьном возрасте.

Сурдопедагоги рекомендуют родителям, столкнувшимся с проблемами слуха у своего ребенка, немедленно обратиться к специалистам и подобрать методы аппаратной коррекции. Мы же поговорим про то, как создать развивающую среду для ребенка с нарушением слуха.

Организуем пространство для ребенка с проблемами слуха

Для развития познавательного интереса в оформлении детской комнаты психологи советуют использовать цветовое зонирование. Например, фиолетовый цвет способствует активизации работы головного мозга, повышению внимания, а зеленый цвет успокаивает нервную систему и помогает избавиться от напряжения. Но с количеством цвета в детской слабослышащего ребенка перебарщивать не стоит. Цвет должен соответствовать предназначению определенной части комнаты.

В организации развивающей среды ребенка с нарушением слуха важную роль играет стеновое покрытие: из-за большого количества наглядного материала можно порекомендовать сделать одну стену из магнитной доски.

В детской комнате слабослышащего ребенка необходимо помнить про площадки творчества: строитель, цветовод, кукловод, машинист и т.д.

Площадки могут меняться в рамках определенных задач, главное – ваше участие в играх ребенка и проговаривание названия предметов, действий, подкрепление этого карточками или предметами.

На стенах в детской комнате располагаются наглядные пособия, такие как “цветик-семицветик” Монтессори, цветной календарь, плакат-картина “день-ночь”.

Отдельное место следует выделить под наборное полотно: здесь будут располагаться изученные карточки с названием предметов, игрушек и т.д.

Развитие речи – основная цель для родителей

Так как с частичной или полной потерей слуха у ребенка ухудшается и со временем пропадает речь, первой задачей родителей и педагогов становится ее коррекция. Так, в комнате двухлетнего малыша должны появиться карточки с певучими слогами, сначала из гласных букв, потом комбинированные.

Каждый слог мама проговаривает с малышом перед тем, как повесить его на видное место. Нужно следить, чтобы губы говорящего в этот момент были хорошо видны! Следующим этапом станет использование подписей каждого предмета в комнате.

Для малышей сурдопедагоги советуют использовать приемы метода Домана, не убирая губы с линии видимости, для деток постарше можно применять особые жесты, обозначающие ударение в слове, длину фразы и т.п.

Маленькая хитрость: во время проговаривания карточек, располагайте их на уровне губ. Так ребенку будет легче соотнести увиденное на карточке и “считать” слово произнесенное синхронно.

Следующим этапом в ознакомлении слабослышащего ребенка с окружающей средой его комнаты: перенос карточек-названий на большое наборное полотно. Для его создания используйте ватман, в котором проделаете кармашки под таблички.

Выбирайте стену для полотна на хорошо освещенном участке комнаты. Ватман не нужно располагать слишком низко, главное, чтобы ребенок хорошо видел карточки.

При написании слов на карточках придерживайтесь стандартного размера и вида используемого шрифта, цвет букв выбирайте черный. Для обозначения ударения в слове можно будет использовать иной цвет, после ознакомления ребенка с палитрой цвета.


На этапе переноса слов на полотно продолжаем игру: вы указываете на карточку, проговариваете слово вместе с ребенком, предлагаете ему найти нужный предмет в комнате.

Изучаем цвета, цветная музыка, цветной счет

В изучении цветов со слабослышащим ребенком также необходимо подписывать все словами. Например, купите обычный набор цветной бумаги, на каждом цвете разместите карточку-название, проговорите это название с ребенком, держа карточку на уровне губ.

Когда первые знания о цвете будут получены, усложняйте: развесьте цветные фигуры по комнате, предложите ребенку подобрать к каждому цвету свою карточку с названием, проговорите с ним все еще раз.

Упражнения на сопоставление карточек  цвету, слову, предмету, мебели и других частей окружающего мира в детской комнате ребенка должны носить системный характер. Хорошо, если вы составите расписание на неделю и повесите его рядом с наборным полотном. Каждый день своего цвета. Каждый цвет – определенная задача на день.
Ученые доказали, что прослушивание музыки благотворно влияет на развитие остаточного слуха ребенка. Сурдопедагоги и психологи рекомендуют изучать со слабослышащим ребенком музыку посредством цвета. Наделите цвет эмоцией, например, желтый цвет – радость, серый – печаль, красный – динамика.

Дети сопоставляют цвет с мелодией и наоборот. Тем более, что современные слуховые аппараты позволяют знакомить с музыкой систематически, а та оказывает положительное влияние на психику ребенка.

Физиология и речь (тренажеры, методики, пособия)

Уровень речевого развития слабослышащего ребенка также зависит от его физиологического развития. Поэтому спортивный уголок в детской комнате особого ребенка необходим. Каждое физическое упражнение позволяет не только отработать ориентацию в пространстве, развить мышцы, но и учит ребенка правильному дыханию.


Например, повесьте на стену деревянный брусок, на котором с помощью лески закрепите фантик, квадрат из картона и пенопластовый шарик. Ребенок дует на предмет, сначала несильно, но с каждым новым вдохом увеличивая время выдоха и его интенсивность.

Закрепить умение правильно выдыхать при произношении помогут “Стихи-речевки”, а также специализированные аппаратные тренажеры типа “Дельфа-130″.

Когда ваш ребенок освоит первые ступени разговорной речи, используйте  тренажеры, направленные на состав предложения. Например, готовый речевой тренажер, или нарисуйте карточки-цепочки, по которым ребенок сможет составлять малые словоформы, затем предложения.

Такие карточки можно развешивать в разных зонах комнаты. “Убираю за собой игрушки” – в игровой зоне. “Застилаю постель по утрам” – в зоне отдыха. “Заполняю дневник” – напротив рабочего стола.

Все, что вы пытаетесь донести до слабослышащего ребенка, происходит в форме игры. В развивающей среде для ребенка с нарушением слуха много сюжетных игр, пальчиковый театр, прикладное творчество, настольные игры типа домино, мозаика, лото, карточки с подписями, наборное полотно для закрепления и спортивный уголок.

Детская комната слабослышащего ребенка делится на несколько зон, в которых рекомендуется цветовое обозначение. Освещение в комнате должно быть достаточным для того, чтобы ребенок мог прочитать карточки, считать слова у мамы с губ, или найти нужный предмет.

О создании развивающей среды для ребенка с нарушением слуха можно говорить долго. В сети вы найдете много полезного материала, главное верить в успех и своего ребенка.

Яна Данихнова

Живу и работаю в г. Ростове-на-Дону. Учитель начальных классов, педагог раннего обучения, практический психолог. Мама двоих детей. Автор книги "Пространство детской комнаты. Как создать развивающую среду". http://www.labirint.ru/books/458526/

1 Comment

  1. Привет! Принцип рациональности и доступности. Присутствие каждого компонента среды должно быть обосновано и соответствовать поставленным целям. Обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей предметно-игровой среды для особого ребенка – расположение игр, игрушек и атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>