БЛОГ, Развивающая среда

Развивающая среда для ребенка 2-х лет

Особого внимания при организации детской комнаты требует развивающая среда для ребенка 2-х лет. Так как это уже не малыш, который не может прожить пару минут без присмотра, но еще и не самостоятельный ребенок, вопросов возникает много.

Главным девизом для родителей двухлеток психологи предлагают такие слова: «Я – сам!» Это значит, что наше дитя хочет не просто расти, но развивать самостоятельность, познавая окружающую среду.

Интерьер комнаты двухлетнего ребенка

Так как в этом возрасте происходит интенсивный рост не только познавательного интереса, но и общее физическое развитие ускоряется, необходимым элементом детской комнаты спортивный комплекс. От простых подвесных турников, до комплексов по типу «Ранний старт».

Обязательно в спортивной зоне детской комнаты выделите место для сухого бассейна. Можно совместить сухой бассейн и палатку для игр. Весь спортивный инвентарь следует подбирать в основной цветовой гамме. Таких цветов шесть: красный, желтый, зеленый, коричневый, синий и черный. Занимаясь спортом ребенок сможет научиться различать цвета, уметь ими пользоваться.

В уголке для игр выделите место для пирамид, разных геометрических фигур, цветных кубиков и мячей. Причем кубики лучше подбирать не с яркими картинками на боках, а с буквами, цифрами, фигурами животных.


Двухлетний ребенок очень самостоятельный. Он может выключать и включать свет в комнате, одевать и снимать свои тапки, пробует передвигать детскую мебель так, как ему удобно.

На пол в детской двухлетнего ребенка лучше положить ковролин с высоким ворсом, обладающий массажным эффектом. Картины на стенах подбирайте так, чтобы в них был сюжет, а фигуры не имели размытые формы.

Развивающая среда для ребенка двух лет – это естественное пространство, в котором он пребывает, и которое выступает залогом его житейского опыта. Поэтому, стремясь разнообразить интерьер детской комнаты, не ищите модное решение, воспользуйтесь предметами под рукой. Например, оборудуйте детскую по методике Марии Монтессори, или устройте кукольный театр за ширмой на двери.

Основные направления развития ребенка двух лет

Так как у ребенка двухлетнего возраста интенсивно развивается речь, то и особое внимание в обустройстве для него развивающей среды мы должны уделить развитию речи. Если вы используете в детской комнате наглядные, готовые пособия, внимательно изучите инструкцию.

Например, настольные игры для двухлетнего ребенка нужно подбирать так, чтобы наглядность дополнялась объяснением взрослого. Так, карточные игры по типу «Собери предметы в комнате», «Найди всех птиц» и т.д. В них ребенку предлагается большое поле с нарисованными картинками, а потом к ним детали, которые необходимо собрать. Проговариваете с ребенком каждую деталь: что это, куда ставим, почему сюда?

Будьте готовы к тому, что двухлетка не сможет правильно рассказать вам о предмете. Повторяйте несколько раз, переигрывайте задания.

Немаловажную роль в развитии речи, как и других функций в человеке, играет развитие мелкой моторики. Используйте в развивающей среде для ребенка 2-х лет как можно больше текстурных игрушек. Сшейте специальную подушечку для кукол, в качестве наполнителя используя горох или фасоль. Или купите мягкую игрушку с таким наполнением.

Чтобы развивать пальчики, чувственное восприятие мира, обратите внимание на пальчиковые краски. На обычном мольберте можно устроить вернисаж пальчиковых картин. Дети двух лет обожают рисовать. Они готовы рисовать всем и везде. И первыми страдают от их творчества стены.

Рационально выделить в детской комнате двухлетки одну стену под детское творчество. Ее можно оклеить специальными обоями для рисования, а лучше повесить на ней большую грифельную или магнитную доску.
Кстати, если вы ищите бюджетный вариант игровой мебели для детской комнаты, посмотрите мою статью о переделке стола для игр.

Еще одна замечательная особенность двухлеток, которую можно использовать в создании развивающей среды: стремление к ритуалам и заведенным традициям. Например, моя дочь любит расставлять стулья так, как я ей однажды показала, или «укладывает» кукол спать согласно размерам.

В этом же возрасте дети активно познают мир чисел, а также формы предметов. Развешивая рисунки на доске, расставляя игрушки по местам, делайте это вместе с ребенком, пересчитывая количество сделанного вслух.

 

Развитие речи в два года

Не все дети умеют хорошо говорить в два года. Логопеды не советуют родителям волноваться за речь ребенка, пока тому не исполнится три года, но некоторые упражнения выполнять с ним можно.

Например, читаете книгу с ребенком вслух – старайтесь добиться повтора имен персонажей от ребенка. Используете в рисовании кисточку и краски – озвучивайте это. Рассматриваете картинки, рассказывайте о том, что на них нарисовано. Двухлетний ребенок охотно повторяет за мамой все, что та скажет. Не совсем верно повторяет, но очень старается.

Но что делать, если мама занята, а ребенок должен играть в детской комнате сам? На помощь придут говорящие книги, игрушки, и даже пластилин.

Кстати, очень хорошим катализатором развития речи могут выступить карточки по Доману. Как они работают, и как их располагать в комнате, я писала тут.

Не переусердствуйте в оформлении развивающей среды для двухлетнего ребенка. Помните, что развитие речи, физической формы и любые поведенческих особенностей для малыша двух лет и старше должны даваться в игре. Не пытайтесь заставить его играть во что-то дольше, чем он хочет. Чередуйте занятия на интеллект с упражнениями в спортивном уголке, а их – с минутами отдыха и совместного чтения, рисования, лепки.

Используйте в организации развивающего пространства для ребенка двух лет доступные средства. Лепить можно тестом, а куклы пальчикового театра могут быть сшиты из старой перчатки.

Проговаривайте, называйте все, что участвует в вашей игре, или вызывает интерес ребенка. Не забывайте о цветовом решении в комнате малыша.

Организация физиологического комфорта в детской двухлетки

Первое, о чем должен помнить родитель двухлетнего ребенка – отсутствие в детской комнате сквозняка и при этом хорошая вентиляция. Не забывайте перед прогулкой открывать окно на проветривание и уделяйте время для ежедневной влажной уборки.

Второе, о чем следует позаботиться – освещение в детской комнате. Глаза ребенка не должны уставать. В зоне игр освещение должно быть более ярким, но таким же комфортным для глаз, как и в зоне отдыха. Перед кроватью можно повесить говорящий ночник, или ночник – радугу, или ночник – животное, чтобы проговаривать с ребенком перед сном название, цвет, форму ночника, например.

Все игровые пособия не должны иметь токсичный запах, окрашивать руки, тело малыша в непосредственном контакте. И конечно, в развивающем пространстве для ребенка 2-х лет не должно быть мелких деталей.

Итак, сделаем вывод.

В развивающей среде для ребенка 2-х лет:

  • нужен спортивный уголок и сухой бассейн;
  • в организации пространства следует использовать яркие краски, преимущественно красный, желтый и зеленый цвета;
  • используйте настольные игры и пособия для занятий с карточками речевых категорий: группа животных, предметов, цветов, машин и т.д.;
  • четко проговаривайте названия всего, о чем спросит ребенок, или что используется в игре;
  • обустройте уголок для рисования и иного творчества (лепка, конструирование из кубиков и т.д.);
  • обустройте театр и играйте в нем;
  • следите за чистотой и порядком в детской маленького ребенка.

Не заставляйте малыша заниматься против воли, организуйте развивающую среду для ребенка двух лет в игре, и результаты не заставят себя ждать.

Яна Данихнова

Живу и работаю в г. Ростове-на-Дону. Учитель начальных классов, педагог раннего обучения, практический психолог. Мама двоих детей. Автор книги "Пространство детской комнаты. Как создать развивающую среду". http://www.labirint.ru/books/458526/

1 Comment

  1. Алена

    Мы в детской комнате решили сделать две зоны-для игр и для отдыха. Очень красиво и удобно для ребенка получилось

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>