БЛОГ, Организация пространства, Подготовка к школе, Развивающая среда

Подготовка к школе. Детская для флегматика

Продолжая разговор об образовательной среде в комнате ребенка, предлагаю рассмотреть обустройство детской для флегматика. От особенностей характера ребенка зависит очень многое: учебные успехи, социальная включенность, умение адаптироваться к новому и т.д.

Ребенок – флегматик, кто он?

Детей-флегматиков с раннего детства зовут “удобными”. Они мало плачут, тихо смеются, тихо гулят и даже баловаться умудряются практически шепотом. Со временем флегматики попадают в социум где стараются оставаться в тени, не привлекая излишнего внимания к своей персоне.

В основе характера флегматика заложена чрезмерная неторопливость, вдумчивость и основательность. Его нервная система крепка: ребенка сложно вывести на эмоции, на активную деятельность. Ребенок-флегматик нетороплив во всем. Он медленно говорит, медленно двигается, медленно “входит” в учебный процесс.

Успех деятельности флегматика напрямую зависит от точности сформулированной задачи, он как никто другой, зависит от вводной части задания. Ребенок никуда не торопится, поэтому может часами рассматривать клеточки в тетради, или изгибы счетной палочки. Но получив грамотное задание, он приступит к его выполнению со всей скрупулезностью и старательностью, на которую только способен.

Эти дети любят слаженность во всем. Традиционные порядки в доме, детском саду и в школе. Им трудно привыкать к чему-то новому, но реакцией на такое будет молчание и редкий кивок головы. Несмотря на то, что флегматики отличаются повышенной усидчивостью, работоспособностью и готовностью к монотонной работе, обучать этого ребенка будет сложнее, чем сангвиника, или даже холерика.

В обучении флегматика ключевая роль отводится взрослому, как он разъяснит задачу, как научит действовать, так и пойдет работа. Поэтому при обустройстве обучающей среды в детской для флегматика требуется особый подход.

Организуем в комнате порядок

Для ребенка флегматика крайне важно придерживаться традиций и заранее установленного порядка, поэтому перестраивать его детскую комнату перед школой необходимо с особой осторожностью. На первом этапе следует обговорить с ребенком все планируемые изменения.

Нарисовать то, как в итоге будет выглядеть комната. Обязательно подписать на рисунке каждую деталь. Обсудить рисунок с ребенком, рассказать о каждой детали! Повесить рисунок на видное место.

Следующим этапом будет долгое привыкание к новому. Проговаривание, совместное посещение магазинов, выбор мебели или материалов для обучения по каталогу вместе с ребенком и так далее. Главное, чтобы ребенок привык к неотвратимости изменений, потому как новое действует на флегматика удручающе и затормаживает его реакцию.

Что касается выбора цвета в детскую для флегматика: обратите внимание на теплые цвета и их оттенки. Например, песочный, персиковый, салатовый или фисташковый цвет на стены. Яркий оранжевый, желтый или фиолетовый цвет на ковры, аксессуары или предметы в детской. С одной стороны: умиротворяющая атмосфера, настраивающая на вдумчивую деятельность. С другой – яркие стимулы для умственной работы.

Теперь о том, что должно быть в обучающей зоне детской для флегматика. Первое, расположите расписание занятий в пределах видимости: на стене, под стеклом на столе, приклейте к парте, или сделайте расписание на интерактивном планшете. Важно, чтобы расписание занятий ребенок видел каждый день.

Второе, все тот же таймер или будильник, или электронная часовая система. Каждый промежуток учебного времени должен сопровождаться сигналом, чтобы в последствии школьные звонки не ранили детскую психику.

Третье, ребенок-флегматик любит последовательность: расставьте на его рабочем столе  предметы по порядку: стаканчик с карандашами, подставка под книгу, стаканчик под ручки. Тетради и альбомы, краски и фломастеры – все должно лежать в строго заведенном порядке.

 

Флегматики зависимы от постоянства! Поэтому, покупая школьную мебель в детскую для флегматика, будьте готовы к тому, что она поселится в вашем доме надолго. Никакого “годик постоит, потом купим покрасивей” с флегматиком не пройдет.

Покупая ранец для первоклассника, выбирайте его так, чтобы в четвертом классе он был как новый и не потерял своей актуальности.

Еще одно немаловажное замечание: ребенка-флегматика раздражает беспорядок. Это чувство может не распространяться на раскиданные игрушки, но приступая к урокам, ребенка будет тревожить раскрытая рядом книга, разбросанные по столу карандаши и другие предметы. Следите за порядком на рабочем столе вместе, так вы приучите ребенка к полезному труду и избежите ненужных волнений.

Обучающие материалы для флегматика

Ребенок-флегматик не привык к частым сменам видов деятельности. В каждом задании он предпочитает основательный подход. Например, флегматик может продолжительное время читать книгу, раскрашивать картинки или выполнять штриховку в прописях.

Флегматики – интеллектуалы, добивающиеся успеха за счет своей усидчивости. С этими детьми можно и нужно использовать логические цепочки, головоломки, игры с вычислительными основами.

Хорошо обзавестись в детской для флегматика математическими тренажерами типа Геоконта или кубика Рубика, играми-головоломками, картинами-пазлами и т.д. Любое занятие, требующее усидчивости и внимания придется по вкусу ребенку-флегматику.

Эти дети легче усваивают учебным материал в закреплении. Они решают примеры, запоминают правила и поразительно точно воспроизводят то, что от них требуется. Но, не забываем о “звонках”. Каждый этап учебной деятельности сопровождаем звонком. Он крайне необходим, как для начала работы флегматика, так и для прерывания ее спустя некоторое время.

Флегматики отлично мастерят, для них в обучающей среде нужно использовать как можно больше конструкторов. Будь то замок Лего, или бумажный макет космического корабля, они будут выполнены безупречно, заодно развивая мелкую моторику будущего ученика.

Еще, флегматики – хорошие наблюдатели, в игре “найти отличия” им нет равных. Им нравится смотреть фильмы, обзаведитесь в детской диа-проигрывателем. С одной стороны – просмотр диафильмов, с другой -тренировка чтения и наблюдательности.

Музыка выступает в детской для флегматика в роли стимулирующего момента. Подберите подходящую мелодию для каждого этапа обучения, со временем мелодия будет ассоциироваться с предметом, пробуждая полученные знания.

В принципе создать обучающую среду для флегматика не так уж трудно. Главное – знать и следовать пристрастиям ребенка, избегать резких перемен и даже временные декорации менять с осторожностью. Детская для флегматика – маленькая крепость, в которой он живет, растет, учится и развивается.

Яна Данихнова

Живу и работаю в г. Ростове-на-Дону. Учитель начальных классов, педагог раннего обучения, практический психолог. Мама двоих детей. Автор книги "Пространство детской комнаты. Как создать развивающую среду". http://www.labirint.ru/books/458526/

Оставить комментарий