БЛОГ, Организация пространства, Развивающая среда

Детская для ребенка с плохим зрением

В этой статье речь пойдет об обустройстве детской комнаты для ребенка с плохим зрением. В отличии от жилого пространства для обычного малыша, в обустройстве детской незрячего ребенка много особенностей.

Во-первых, такой ребенок с рождения лишен радости видеть,  повторять или запоминать увиденное. Знакомство с окружающей средой для него не веселая игра, но долгий и упорный труд. Ребенок с проблемами зрения познает этот мир с помощью звуков, запахов или на ощупь.

Обустройство комнаты

Обнаружить проблемы со зрением у малыша можно в раннем детстве. Современная медицина позволяет если не убрать проблему, то максимально скорректировать ее влияние на развитие ребенка. Родителям же со своей стороны придется обратить особое внимание на среду обитания, в которой будет расти кроха.

Для малыша с плохим зрением необходимо устроить в детской комнате зону комфортного освещения. Это значит, никакого яркого света, максимально рассеянные потоки и диммеры на выключатели, что позволит избежать излишнего утомления ребенка.

Второе правило в детской  ребенка с плохим зрением: никаких резких звуков первые полгода – год. Все погремушки, ночники и другие мобили должны иметь  мягкое звучание, без  громких всплесков в музыкальной композиции.

Так как незрячий ребенок получает информацию об окружающем мире в урезанном виде, родители должны максимально сосредоточить внимание на доступных средствах познания их ребенка. Хорошим подспорьем для получения знаний об окружающем мире малышом станут записи природных звуков: шум воды, ветра, дождя, например.

Тактильное знакомство с окружающим миром – второй по значимости способ узнавать мир для такого ребенка. Первый опыт он получает вместе с молоком матери, затем все игрушки, покрывала, предметы интерьера он обязательно ощупает, чтобы иметь представления и о них.

Поэтому крайне важно подбирать в детскую ребенка с проблемами со зрением предметы интерьера только из натуральных материалов. Это поможет избежать ненужной аллергической реакции. С другой стороны в детской слабовидящего ребенка принято избегать острых предметов. Никаких выступающий углов, необходимо  максимально обезопасить ребенка от травм в его  родном помещении.

Для слабовидящего ребенка очень важно окружающее пространство. Оно должно быть постоянным. Эксперты отмечают, что  интерьер детской комнаты ребенка плохим зрением не должен часто изменяться. В помещении необходимо соблюдать строгую градацию. Если вы однажды поделили  зоны на игровую, рабочую и зону отдыха. Стоит постоянно придерживаться этих границ.

С другой стороны слабовидящий ребенок испытывает сильный дискомфорт от закрытых дверей. В его комнате дверь должна легко открываться, а на шкафчиках следует избегать дверок.

Развивающая среда для слабовидящего ребенка

Конечно, адаптация к миру у ребенка с проблемами зрения идет гораздо сложнее, чем у его здорового сверстника. Поэтому с слабовидящим ребенком необходимо общаться с самого рождения. Мамин голос с первых дней даст ему уверенность в своих силах. Любое свое движение, любой звук вы должны объяснять, озвучивать.

Ребенок с плохим зрением очень долго привыкает к новому, но очень ценит те вещи, которые находятся рядом на протяжении долгих лет. Оформляя детскую комнату для новорожденного, продумайте преемственность через годы. Например, коврик для игр может стать частью игрового пространства, а текстурные обои на стенах со временем начнут выполнять обучающую функцию.

Так как у незрячего ребенка нет возможности запоминать увиденное, стоит позаботиться о том, что он слышит. Не торопитесь насыщать его звуками. Пусть это будут погремушки-гремелки, которые со временем вы сможете заметить на “Змейку Монтессори” – в основе которой будет шелест и шорох пересыпаемой крупы, и т.д.

Когда ребенок немного подрастет, вы можете разнообразить его среду обитания игрушками, которые можно потрогать. Например, книги с объемными картинками, или пальчиковые краски с добавлением крупы, чтобы различать цвета.

Еще один вид развития для ребенка с проблемами зрения – пальчиковый театр, где каждый герой оснащен  колокольчиком со своим звуком. С помощью таких постановок ребенка можно научить различать добро и зло, радость и грусть, дружбу или предательство.

В детской комнате ребенка с проблемами со зрением не должно быть одинаковых игрушек! У каждой должна быть особенность. Где-то это звук, где-то это текстура. На машинках можно вообще использовать объемные метки.

Часто родители незрячего ребенка  не знают, как научить его завязывать шнурки, застегивать пуговицы или заправлять постель. Ведь подражать увиденному примеру ребенок не сможет, поэтому приходится опираться на слух, ощущение и запах.

Один мой знакомый разработал целую сигнальную систему. Когда сын правильно укладывал подушку и одеяло на постель, включалась его любимая музыка. Когда застеленное покрывало имело неровности срабатывала негромкая, но достаточно неприятная сигнализация.

Другая мама особого ребенка начала учить его завязывать шнурки по методике Монтессори. Она сама сшила стельку со шнуровкой и повесила ее на уровне  глаз ребенка.

На первом этапе каждое утро мама зашнуровывала ботинки сына и проговаривала как скороговорку “Раз, шнурочек потянулся, за петельку зацепился, два – он в дырочку прошел, получили ровный шов…” После того, как мама сама зашнуровывала  ботинки сыну, она просила его повторить все действия на  тапочке-тренажере со стены. Через некоторое время ребенок научился шнуровать ботинки лучше мамы.

Не стоит сомневаться в способностях незрячего ребенка, обделяя его в зрении, мироздание обостряет все остальные органы чувств. Так, один мальчик определял своих домочадцев не по звукам и даже не по голосу, он принюхивался и безошибочно мог сказать, кто сейчас в его комнате. Может быть со стороны это выглядело не очень приятно, но результат был отменный.

Кстати, ребенка с проблемами со зрением можно научить различать цвета, или предметы окружающие его в жизни также по запаху. Такие дети отлично знают как пахнет море, и безошибочно выбирают краску, когда ты предлагаешь им нарисовать вечерний прибой.

Как корректировать проблемы со зрением

Для любого ребенка с особенностями в развитии необходимо корректировать режим дня согласно его особенностей. Тоже самое касается ребенка с проблемами зрения крайне важно соблюдать особый режим дня и содержать помещение согласно приложенной схеме реабилитации.

Детская для ребенка с плохим зрением должна иметь четкое деление на зоны. Все они выделяются цветом стен, полового покрытия. Например, в игровой зоне могут преобладать яркие, теплые цвета, стимулирующие зрительную активность и работу мозга. В оформлении рабочей зоны принято  использовать более холодные, спокойные цвета, чтобы не  сбивать внимание ребенка с тренажеров по зрению или не отвлекать от занятий.

Если ребенок с плохим зрением достиг школьного возраста, стоит особое внимание уделить организации его рабочего места и расположению в этой зоне  точек освещения. В зоне отдыха рекомендуют использовать спокойные цвета, теплых оттенков.

Еще раз хочу напомнить, организуя детскую комнату для ребенка с плохим зрением:

  • особое внимание уделите освещению,
  • позаботиться о звуковом сопровождении любого действа в детской комнате,
  • использовать  большое количество  тактильных тренажеров для развития представления об окружающем мире у ребенка,
  • избегать ненатуральных материалов и резких химических запахов в детской,
  • составлять детальный распорядок дня, следуя ему по шагам.

Только так, оформляя детскую для ребенка с плохим зрением, учитывая его особенности и помогая ему  адаптироваться в реальной жизни, вы сможете правильно организовать его адаптацию к окружающей среде.

Яна Данихнова

Живу и работаю в г. Ростове-на-Дону. Учитель начальных классов, педагог раннего обучения, практический психолог. Мама двоих детей. Автор книги "Пространство детской комнаты. Как создать развивающую среду". http://www.labirint.ru/books/458526/

1 Comment

  1. Вячеслав

    Набор милых глупостей, никакого отношение не имеющих к обустройству жилья, что для слепого, что для слабовидящего ребенка. Обустраивайте это жилье, как обустраивали бы для здорового ребенка соответствующего возраста. Ребенок сам подскажет, что ему надо. Из личного опыта воспитания слепых детей.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>